Приветствуем вас, Гость
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ В МОАУ «СОШ № 32 г.Орска»
 
  Традиционный подход к образованию, ориентированный на классно-урочную систему занятий, на слушание, а не на активную самостоятельную деятельность, не позволяет оптимально использовать возможности появившихся в последнее время информационных технологий. К этим возможностям относится прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, направленный на самостоятельную деятельность, применение им на практике полученных знаний и четкого понимания, где, каким образом и для достижения каких целей эти знания могут быть применены. Главной целью создания и развития информационно-образовтельной среды в школе является максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся с использованием современных информационных технологий. В последнее десятилетие интенсивно развивается система дистанционного обучения ( далее – ДО) , коренным образом преобразившая технологии традиционного обучения и позволившая, в первую очередь, повысить доступность и качество образовательных услуг.
 
Для внедрения ДО в образовательный процесс необходимо выполнить следующие мероприятия по изменению содержания и структуры образования:
определить этапы работы над созданием информационно-образовательной среды дистанционного обучения; составить модель дистанционного обучения, отражающую интеграцию очного и дистанционного обучения; определить формы участия в работе информационно- образовательной среды школы, включающие наименование субъекта и его характерные признаки;
определить инструментарий управления деятельностью информационно-образовательной среды;
провести курсовую подготовку учителей в рамках внутрифирменного обучения кадров по теме « Возможности и методическое обеспечение процесса дистанционного обучения»;
разработать систему психолого-педагогического сопровождения учащихся, выбирающих дистанционную форму обучения;
 собрать пакет нормативно-правовой документации по организации дистанционного обучения в ОУ изучить опыт работы по организации и проведению очно-заочного дистанционного обучения.    
В представленной модели дистанционного обучения возможно использование следующих средств информационных технологий:
информационные ресурсы (каталоги, газеты, журналы, библиотеки, энциклопедии, пр.) и поисковые услуги;
образовательные ресурсы ( курсы ДО.);
коммуникационные услуги (электронная почта).
С внедрением дистанционных образовательных технологий важнейшими компонентами информационно-образовательной среды школы становятся:
совокупность учебных элективных курсов в электронной форме;
набор средств контроля знаний и их наполнение контрольными заданиями;
индивидуальная траектория и темп обучения за счет использования новых информационных технологий.
   Составляющие модели дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависят от возраста детей и от предмета, который предполагается преподавать, а также от технических возможностей организаторов обучения (школа, колледж, институт и т.д.) 
Например, при высоких технических возможностях можно организовать такие составляющие, как:
- дистаницонный курс (теория предмета);
- инструкция для учеников;
- документы учебного процесса (журнал, дневники, учебные программы, учебные планы и т.д.);
- доска объявлений;
- форум знакомств;
- источники, глоссарий;
- контроль (консультации он-лайн, веб-квесты, статьи, резюме, сравнительные анализы, ситуационные анализы, контрольные работы, тесты, дистанционные уроки он-лайн, проектная работа, круглые столы он-лайн и т.д.);
- средства коммуникаций для проведения курса (чат, форум, блог, вики, вебинар, эл. почта, рассылка, ICQ, совместное редактирование документа  и т.д.);
- рефлексия учеников.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены главные задачи современной школы - «…раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Сегодня происходит переосмысление понятия образование, его роли, значения и функций; повышается социальная роль образования, от его направленности, эффективности во многом определяются перспективы развития цивилизации; все это необходимо учитывать в практике, особенно при организации ДО.
Согласно работам А.В. Хуторского можно выделить пять типов (моделей) дистанционного обучения, имея в виду образовательные взаимодействия между учениками, учителями и образовательными информационными объектами, например, веб-материалами. Каждый последующий тип дистанционного обучения отличается от предыдущего смещением центра тяжести образовательного процесса в сторону его дистанционного компонента: Школа – Интернет, Школа – Интернет – Школа, Ученик – Интернет – Учитель, Ученик – Интернет – Центр, Ученик – Интернет - ….
Если рассматривать данную типологию, то деятельность учителя по внедрению дистанционных образовательных технологий представляет собой 1-ю модель « Школа — Интернет». В рамках этой модели основной учебный процесс происходит в очной форме обучения. Доступ в Интернет используется в качестве дополнительного источника информации. Ученики вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, со специалистами в изучаемых областях. Дистанционное обучение является в этом случае дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач. Сеть расширяет возможности доступа к массивам информации, увеличивает количество и качество коммуникаций. Критерии оценки результатов дистанционного обучения такого типа сохраняются теми же, что и при очном обучении.
Но, если более подробно изучить типологию дистанционного образования по всем основаниям, представленную в работах В.И.Снегуровой, тогда полное название реализуемой модели будет звучать следующим образом: интегрированное дистанционное интернет-обучение с двусторонней коммуникацией в режиме смешанного синхронно-асинхронного взаимодействия, предполагающее наряду с сетевым ресурсом использование дополнительных учебных материалов.На личном  блоге для учащихся 8 – 11 классов должны размещаться дополнительный материал по предмету, еженедельные домашние задания. В режиме консультации должна проводиться работа по контролю и корректировке  выполнения домашних заданий обучающимися.                В рамках организации внеурочной деятельности возможно введение элективных курсов. При обучении должны интегрироваться очные и дистанционные формы. Прием и оценка домашних работ обучающихся должны происходить только с применением дистанционных технологий. Возможно проведение дистанционных школьных предметных олимпиад.
Получение современных знаний, умений, навыков и способов действий в новых технологиях позволит обучающимся получить дополнительные навыки и умения, которые должны значительно повысить общеобразовательный и технический уровень школьника, его конкурентоспособность, способствовать самоопределению и ответственности, приучить к необходимости не только получать знания, но и применять их в конкретной жизненно значимой ситуации.
Интеграция дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более широкого использования школьного компонента, обучения по индивидуальным программам, которое в последнее время все более широко распространяется в наших школах, особенно в старших классах.   
 
Директор школы: Устиченко Л.И.